История компании Coca-Cola началась 8
мая 1886 года в небольшом тогда американском городе Атланта, на заднем
дворе дома фармацевта Пембертона /John S. Pemberton/. В этот день
уважаемый Джон Пембертон сварил в медном тазу не совсем обычный сироп.
Джон позвал своего бухгалтера Френка Робинсона /Frank M. Robinson/, и
поделился с ним открытием:
- Френк, друг, попробуй, что у меня здесь вышло!
- А в этом что-то есть, Джон! Запиши быстрее рецепт, а то забудешь!
Сироп, был сладким и густым. Джон отнес его в самую крупную в городе
аптеку 'Джекобса' /Jacobs'Pharmacy/ . В тот же день первые порции
сиропа, по пять центов за стакан, были проданы посетителям. Вскоре
продавцы в 'Джейкобсе' стали смешивать сироп с газированной водой. На
протяжении своего первого года существования 'Кока-Колу' раскупали в
количестве девяти стаканов в день.
Название 'Кока-Кола', равно как и уникальный стилизованный шрифт
этого товарного знака, придумал Фрэнк Робинсон. Изобретатель напитка,
видимо, не подозревал, какое будущее уготовано его детищу - незадолго
до своей кончины в 1888 году, он распродал дело различным партнерам.
Спустя некоторое время в Атланте появился бедный иммигрант из
Ирландии Аза Кендлер /Asa G. Candler/ . В его кармана было всего 1
доллар и 75 центов, но он твердо верил, что ему посчастливится на новом
месте. Владея незаурядным коммерческим талантом в скором времени он
действительно заработал небольшой капитал и приобрел рецепт 'Кока-Колы'
у вдовы Пембертона за 2300 американских долларов (в то время это были
очень большие деньги).
Вместе со своим братом и двумя другими компаньонами он основал в штате
Джорджия 'The Coca-Cola Company' с первоначальным капиталом в 100 тысяч
долларов. И если Пембертон был отцом напитка, то Аза Кендлер стал отцом
компании Кока-Кола, зарегистрировав ее 31 января 1893 года. Товарный
знак 'Кока-Кола', используемый с 1886 года, был официально
зарегистрирован в США 31 января 1893 года. В том же году были выплачены
и первые дивиденды по акциям Компании (20 долларов на акцию). С тех пор
каждый год Компания неукоснительно выплачивала дивиденды своим
акционерам.
Для развития бизнеса необходимы две вещи - хороший продукт и хорошая
реклама. Аза Кендлер начал первую в истории 'Кока-Колы' рекламную
кампанию под лозунгом: 'Пейте 'Кока-Колу'! Прекрасную и освежающую!'
/Delicious and Refreshing/ . Компания Кока-Кола начала свою
деятельность с создания отдела реализации. Аза привлек молодых,
энергичных 'барабанщиков' /drummers/, так в Америке называли
сотрудников торгового отдела. А поскольку хорошая реклама не
ограничивается логотипом и лозунгом, пусть даже и очень удачным, Аза
Кендлер применял и новые для того времени формы рекламной деятельности.
Он начал рассылать по почте купоны на получение бесплатной порции
'Кока-Колы', а также разнообразные сувениры с изображением товарного
знака 'Кока-Кола'.
Новый безалкогольный прохладительный напиток 'Кока-Кола'
приобретал все большую популярность. Многие из тех, кто впервые
попробовал 'Кока-Колу' в магазине или ресторане, брали ее еще и домой.
Вскоре, почти каждый считал своим долгом попробовать модный напиток,
который с таким энтузиазмом пили все вокруг.
Производство сувенирной продукции, рекламирующей товарный знак
'Кока-Кола', принесло компании неслыханный успех. Легко узнаваемый
товарный знак вошел в повседневную жизнь и начал свой триумфальный ход
по всему миру. Логотип 'Кока-Кола' читатели находили на обложках модных
журналов, на огромных плакатах вдоль дорог. Реклама 'Кока-Колы' всегда
отличалась яркими и заметными образами, которые были по душе каждому
американцу. Напиток рекламировали наиболее известные артисты и
спортсмены. Высокое качество напитка и красивая реклама принесли
'Кока-Коле' невиданный успех.
В 1894 году был открыт первый, за пределами Атланты, завод по
изготовлению сиропа. Это произошло в Далласе, штат Техас. Следующими
были заводы в Чикаго (Иллинойс) и Лос-Анджелесе (Калифорния). В 1895
году г-н Кендлер не без удовольствия мог сообщить в ежегодном отчете
акционерам, что 'отныне 'Кока-Колу' пьют в каждом штате на всей
территории США'. По мере того, как стремительно возрастал спрос на
'Кока-Колу', разрасталась и штаб-квартира Компании. В 1898 году на
Эджвудавеню в Атланте было выстроено новое трехэтажное административное
здание. Айза Кендлер наивно полагал, что его будет вполне достаточно
для нужд Компании 'на все времена' - оно оказалось тесным уже через
десятилетие.
До 1894 года 'Кока-Кола' продавалась в розлив. Это происходило до тех
пор, пока владелец магазина в городе Виксбург Джозеф Биденхарн /Joseph
A. Biedenharn/, размышляя над тем, как лучше доставлять напиток на
плантации вдоль реки Миссисипи, не установил в своей лавке оборудование
по розливу 'Кока-Колы' в бутылки. Так он стал первым производителем
напитков The Coca-Cola Company. Но, по-настоящему система производства
развернулась пятью годами позже. Два предпринимателя из Чаттануги
(Теннеси) Бенджамин Томас /Benjamin F. Thomas/ и Джозеф Уайтхед /Joseph
B. Whitehead/ получили от г-на Кендлера эксклюзивные права на розлив и
продажу напитка 'Кока-Кола' практически на всей территории Соединенных
Штатов. Айза Кендлер не видел большой выгоды в том, чтобы продавать
напиток в бутылках и уступил 'эксклюзив' за символическую плату - всего
за один доллар. Забегая вперед, отметим, что только в 1928 году объемы
сбыта кока-колы в бутылках превысили объемы продаж 'в розлив'. По
новому контракту первый завод по розливу 'Кока-Колы' был построен в
Чаттануге в 1899 году. Собственно, с этого момента и начинается история
всемирной Системы 'Кока-Колы', системы боттлинга - производства и сбыта
напитков через партнеров - так называемых 'франчайзи'.
За последующие 20 лет число заводов достигло одной тысячи, причем 95%
из них принадлежали местным предпринимателям и на них работал местный
персонал. На сегодня система производителей The Coca-Cola Company
является самой крупной и разветвленной производственной и
дистрибьюторской сетью в мире.
1902 год ознаменовался появлением главного конкурента - компании Pepsi-Cola.
Первыми двумя странами где Кока-Кола развернула свою деятельность после
завоевывания Америки стали Куба и Панама случилось это в 1906 году.
Но, как это может показаться с первого взгляда, развитие Компании не
было абсолютно безоблачным: как и другие популярные продукты,
'Кока-Колу' в скором времени начали подделывать. Для борьбы с
производителями фальшивой 'Кока-Колы' были нанятые агенты знаменитого
поискового агентства Пинкертона. Одним из средств защиты
зарегистрированного товарного знака 'Кока-Кола' стала изобретенная в
1915 году известная теперь всему миру контурная бутылка . Ее дизайн
разработали на предприятии 'Рут Гласс Компани' /Root Glass Company/ в
штате Индиана. В 1977 году контурная бутылка была зарегистрирована как
один из товарных знаков The Coca-Cola Company наряду со знаками
'Coca-Cola' и 'Coke'( зарегистрирован в 1945 г.).
В 1919 году Аза Кендлер продал компанию Кока-Кола Ернсту Вудраффу
/Ernest Woodruff/, способному банкиру из Атланты и группе других
инвесторов за 25 миллионов долларов.
. . . В 1920 году появился первый ботлер в Европе - во Франции.
. . . В 1923 году Компанию возглавил Роберт /Robert W. Woodruff/,
33-летний сын Ернста Вудраффа, который оставался на посту 60 лет и cтал
настоящей живой легендой Компании. Новый президент компании Кока-Кола
сделал основной акцент на качестве напитка. В период своего
президентства Роберт Вудрафф создает корпорацию 'Кока-Кола Экспорт
Корпорейшен', занимающуюся развитием бизнеса компании 'Кока-Кола' по
всему миру. В том же году были утверждены единые стандарты производства
и продажи бутилированной колы: от рецептуры смешивания напитка до
расстановки бутылок на полках магазинов.
. . . В марте 1923, 'Coca-Cola' изобрела картонную упаковку на шесть бутылок.
. . . В 1927 году, The Coca-Cola Co. впервые начала рекламную деятельность на радио.
. . . Летом 1928 года американская команда привезла 1000 ящиков
'Кока-Кола' на Олимпийские игры в Амстердам. В скором времени
'Кока-Кола' и спорт стали нераздельными понятиями. 'Кока-Кола'
постоянный спонсор Олимпийских игр, Мирового чемпионата по хоккею,
Кубка ФИФА по футболу, мировых теннисных турниров и других спортивных
соревнований.
. . . В 1929 году Компания осуществила удачный проект: впервые был
использованный металлический 'кулер' /cooler/ - холодильник без верхней
крышки, дающий возможность продавать охлажденный напиток в любую жару.
. . . В 1931 году состоялась очередное знаменательное событие в истории
'Кока-Колы'. Компания заказала американскому художнику Хаддону
Сундблому дизайн красно-белого костюма для Санта-Клауса. До этого
Санта-Клаус одевался как придется, в одежду разнообразнейший цветов и
оттенков, что выглядело не очень весело. Художник долго думал какое
лицо нарисовать Санте и ... сделал свой автопортрет. Вот так, уже много
лет в Рождество на нас смотрит добрый и веселый Санта-Хаддон.
В 1939 году PepsiCo начала продавать напиток в бутылках большей
емкости по ценам продукции конкурента. Вся реклама Pepsi была построена
на сравнении цен и размеров бутылок. Продажи Pepsi стали стремительно
расти. Тогда-то Coca-Cola и решила серьезно взяться за конкурента. Был
предъявлен иск о нарушении прав на использование торговой марки-слова
'кола' в названии напитка. Длительное и скандальное судебное
разбирательство завершилось мировым соглашением. Это положило начало
настоящей 'холодной войны' компаний.
Перед Второй Мировой войной 'Кока-Кола' продавалась уже в 44
странах. Вступление США в войну сопроводждалось приказом Роберт
Вудраффа своей 'армии' - 'я хочу чтобы каждый человек в военной форме
мог получить бутылку Кока-Колы за 5 центов. Где бы он ни был и несмотря
на то, сколько это будет стоить Компании'. Более 5 миллионов бутылок
Кока-Колы было доставлено военным на протяжении войны.
В августе 1958 года, в Бостоне, дебютировала 'Fanta'. Три года спустя,
первого февраля 1961 года было открыто производство напитка 'Sprite'.
В 1960 году Компания начала разливать свои напитки в жестяные банки ,
ранее предназначенные только для армии. А с 1977 в пластиковые бутылки
PET (Polyethylene Terephthalate) емкостью 2 литра.
. . . В 1979 году Компанию возглавил Роберто Гозуэта - один из самых успешных менеджеров XX века.
. . . В 1982 году появилась Diet Coke в которой вместо сахара
используется сахарозаменитель. В одной баночке содержится всего 1
калория.
. . . Конечно, американцы не могли обойтись без любимой 'Кока-Колы' и в
космосе. Так в 1985 году 'Кока-Кола' отправилась навстречу к звездам.
Это была не обычная банка, а специальная, с трубочкой.
. . . В 1991 году Coca-Cola Company открыла свое представительство в
Москве. По объемам продаж в России она сначала проигрывала PepsiCo в
соотношении 1:10 (Pepsi появилась в СССР почти на 20 лет благодаря
выбору Хрущева). За семь последующих лет компания инвестировала в
развитие своего российского бизнеса более 750 млн долларов, построив в
два раза больше предприятий, чем PepsiCo. В 1998 году объемы продаж
напитков Coca-Cola в три раза превысили те же показатели главного
конкурента Компании.
Сегодня мировая империя Coca-Cola выглядит следующим образом: 11
крупных компаний-боттлеров, работающих в масштабах нескольких
государств, и несколько десятков отдельных
предприятий-неконсолидированных боттлеров. Например, Coca-Cola
Enterprises Inc. работает в США (где производит примерно 70%
потребляемых американцами напитков) и в ряде стран Западной Европы. В
1996 году компания приобрела концентратов на 1,6 млрд долларов. Другой
крупный боттлер-Coca-Cola Amatil Ltd. занимает аналогичные позиции в
странах Азиатско-Тихоокеанского региона. В странах Восточной Европы
работает Coca-Cola Helenic Botling Company.
На данный момент существует около 200 видов напитков, которые
производит компания Кока-Кола. Но трем из них принадлежит 80% от всего
мирового объема продаж - это Кока-Кола, Фанта и Спрайт. В мире
выпускается около 70 сортов Фанты с разнообразнейший вкусами
(апельсиновым, лимонным, мандариновым, грейпфрутовым, киви, дыни,
арбуза и так далее). Кока-Колы существует 8 видов. Компания Кока-Кола
старается удовлетворить вкусы всех потребителей - она выпускает и
высококалорийные напитки, обогащенные минеральными веществами -
Аквариус, 100+. А еще компания Кока-Кола выпускает 12 видов натуральных
соков, которые называются Minute Maid. Совместно с компанией Nestle
выпускаются холодный чай - Nestea и холодный кофе Nescafe. Летом 1999
года Кока-Кола преобрела все права торговую марку 'Schweppes',
принадлежащую ране компании Cadbury.
На сегодняшний день товарный знак 'Кока-Кола' является наиболее
известным товарным знаком в мире, а компания Кока-Кола - известнейшей
компанией на Земле. Торговую марку Кока-Колы знают 98 % всего населения
земного шара.'Кока-Кола' продается почти в 200 странах мира. Каждый
день во всем мире продается около 1 миллиарда единиц продукции
Компании.
Интересные факты
Если
всю выработанную более как за сто лет «Кока-Колу» разлить в бутылки,
выложить в одну линию и обвить ею околоземную орбиту нашей планеты, то
она обернет Землю 4334 раза. Кстати, подобная цепочка к Луне дотянулась
бы туда и обратно 1045 раз.
Если всю выработанную 'Кока-Колу' раздать в бутылках всем жителям планеты, каждый из нас получил бы по 767 бутылок.
Если
бы всей выработанной 'Кока-Колой' заполнить бассейн глубиной 180
сантиметров, то его длина составляла бы 33 километры, а ширина достигла
бы почти 15 километров. В такой бассейн могут одновременно войти 512
миллионов человек.
Каждую секунду в мире выпиваются 8000 стаканов напитков, выработанных Компанией.
Огромный
знак 'Кока-Колы', размещенный над павильоном «Мир Кока-Кола» в Атланте,
состоит из 1407 обычных лампочек и 1906 «погонных» неоновых ламп.
Высота знака - 9 метров, ширина - 8, вес - 12,5 тонн.
Наибольший
знак 'Кока-Колы' расположен в чилийском городе Арика. Он установлен на
вершине холма. Ширина знака - 122 метра, высота - 40 метров. Составлен
этот знак из 70 тысяч бутылочек от 'Кока-Колы'.
Первый
внешний рекламный щит 'Кока-Кола', нарисованный еще в 1904 году и до
сих пор находится на своем месте в городке Картерсвилл (штат Джоржия).
В
1989 году 'Кока-Кола' была первой иностранной компанией, которая
разместила рекламу своей торговой марки на Пушкинской площади в Москве.
Две страны, в которых высочайший процент потребления в
мире 'Кока-Кола' на душу населения, не имеют между собою абсолютно
ничего общего. Это огромная континентальная субтропическая Мексика и
крохотная островная приполярная Исландия.
Наиболее
длинный маршрут доставки 'Кока-Колы' находится в Австрали. Водителям
грузовиков приходится преодолевать 1803-киллометровую трассу, чтобы
доставить продукцию из города Перт (Южная Австралия) в населенные
пункты Каррата и Порт-Хедленд.