Наука
о руке в наиболее общем смысле, которая обозначается также греческим
словом 'хирософия', должна нам дать, с одной стороны, объяснение о
значении внешних форм и сложении руки, а с другой - возможность
познакомиться именно с настоящими, находящимися на ладони линиями и
знаками, из направления, формы и цвета которых можно судить о
будущности данного человека. Наконец, появляются вопросы относительно
того, почему формы и линии руки именно такие, а не иные, и как они
появились; ответ на эти вопросы дает нам объяснение о зависимости между
искусством и наукой чтения руки с другими оккультными науками,
например, с астрологией, френологией (учением о значении формы черепа и
головы), физиогномистикой и графологией. Но мы еще должны исходить из другого основания, чтобы прийти к точному делению всего объема науки о руке.
Уже при поверхностном исследовании каждой руки нам бросается в глаза ее естественное деление на три части:
1) Прикрепление руки с предплечьем, называемое запястьем, или основанием руки.
2) Поверхность руки, или главная часть руки.
3) Члены, выходящие лучеобразно из главной части руки, то есть пять пальцев.
Хирософ,
или знающий руку, преследует цель познать те отношения, которые
находятся, с одной стороны, между формой и линиями рук, с другой
стороны, между жизненными обстоятельствами и поступками, к которым
приводится индивид судьбою или собственной волей.
Чтобы,
однако, познать те признаки, которые дает рука для определения
жизненных обстоятельств, свойств и будущности человека, знающий руку
должен пойти по следующему пути.
Он сначала должен
старательно определить внешнюю форму руки, твердость кожи и цвет ее, и
притом у каждой из трех главных частей - пальцев, строения руки и
запястья.
Эта отрасль науки о руке есть наука о форме руки, хирогномия. Разбирая строго, получаем:
1) Хирогномию запястья.
2) Хирогномию руки, также называемую настоящей хирогномией, или хирогномией в более узком смысле.
3) Хирогномию пальцев.
Хирогномия
позволяет нам точно рассмотреть характер и свойства данного человека,
но о его прошлом и будущем она ничего не может сказать, то есть ничего
о тех явлениях, которые влияли на него или будут влиять.
Чтобы
узнать что-нибудь об этом, знаток руки должен прежде всего изучить
линии, которые покрывают отдельные части руки, в особенности ладонь.
Применение полученных данных от изучения линий всей ладони для
предсказаний о будущих событиях в жизни данного человека называется
хиромантией в узком смысле, то есть искусством гадания по рукам,
название, которое часто дается всей науке о руке.
Конечно, опять существует:
1) Хиромантия запястья.
2) Хиромантия ладони, которая называется также пальмистрией, что значит только сведения о ладони.
3)
Хиромантия пальцев, к которой также относится одновременно хирогномия и
хиромантия ногтей. Наконец, остается хирософу еще изучить суть
искусства науки гадания по рукам: углубиться в самые сокровенные тайны
человеческого существа, чтобы дойти до того, что дало человеческой руке
ее форму и знаки. Это стремление дает нам философию руки,
хирофилософию, или, короче, хирософию в узком смысле. Мы видим,
следовательно, из этого, что обыкновенное имя, хиромантия, которым по
большей части обозначают общую науку о руке, сообразно дословному
значению слова принадлежит только одной из ее отраслей, так же, как и
слово 'хирософия'.
Если мы обратим внимание на то, что
описание, анализ, определение подробностей и их значения и, наконец,
синтез или наступившее сопоставление подробностей складываются в одну
большую зависимость по их взаимным отношениям и распространяются на три
части руки, то мы можем установить следующее деление общей оккультной
науки о руке:
Общее о хирогномии
Как
мы уже упоминали, хирогномия дает нам указания на наклонности и
свойства характера человека, не высказывая ничего о фактах его жизни,
как прошлой, так и будущей.
Она достигает своих данных в этом отношении путем старательного изучения внешней формы и сложения руки.
Прежде
всего хирогном должен уловить свойство и величину руки, рассматриваемой
в целом, - потому что если она в этом отношении пропорциональна
остальным частям тела, то это указывает на серьезного человека хороших
нравов; если же она не соответствует по своей величине и образованию
отдельным свойствам тела, то это означает, что владелец легкомыслен,
безнравствен и проявляет дурные привычки.
Хирогном,
однако, должен понимать комбинации большого, среднего и малого объема
руки со стройностью и толщиною, различными цветами и отдельными
свойствами, как, например, сухость и влажность, и их соответственно
объяснять.
Рука вообще
Большая
рука обыкновенно признак доброжелательного и обязательного человека.
Большие руки проявляют также склонность к мелочности, которая очень
любит вдаваться в подробности.
Большая, стройная рука свойственна людям одаренным, но высокого мнения о себе.
Если
кто-нибудь имеет большую, толстую руку, то это показывает мало эгоизма,
а если, кроме того, рука имеет хороший цвет, то это указывает на
склонность к благодеяниям и великодушие, но его душевные способности,
если они и не ниже средней меры, то, во всяком случае, меньше тех, кто
обладает большой и стройной рукой, потому что последний живее и более
пылкий.
Большая, толстая и грубая рука принадлежит руке меланхолика, который менее обязателен и менее кроток.
Но
при каждой из этих форм руки повышаются или уменьшаются дурные и
хорошие предзнаменования, смотря по цвету руки, дурному или хорошему.
Средним рукам дана способность хорошо понимать предметы как в целом, так и в подробностях.
Средняя и стройная рука есть знак проницательного духа, особенно если она влажна.
Средняя
и толстая рука, притом сухая, указывает на несообразительность. Если
она соединена с чистым и светлым цветом, то означает счастливого
человека, который предназначен к высоким санам и должностям.
Среднюю,
толстую, влажную руку с бледноватым цветом имеют по большей части
добрые, обязательные люди, которые склонны несколько к распутству; это
дети Венеры и Юпитера. Если цвет такой руки белый, то мы имеем дело с
флегматиком, который находится под влиянием Луны. Красный цвет делает
владельца этой формы руки гордым, великодушным, любящим роскошь и
немножко презрительным по отношению к людям; на него влияют Юпитер и
Марс.
Средней величины толстая, грубая рука свойственна сильным, но глупым людям.
Малая рука указывает по большей части высокомерного и холерического человека.
Если
малые руки широки и с узловатыми четырехугольной формы пальцами, то мы
встречаемся со сварливым характером, колкостью и любовью к полемике.
Редко появляющимся, очень малым и узким рукам свойственна большая способность к резюмированию.
Если
такие руки имеются в массовом количестве у народа, то это указывает на
вырождение и дряхлость; напротив, руки с большой ладонью и твердыми,
неподвижными пальцами по большей части свойственны расе, которая только
начинает развиваться. Такие руки строят пирамиды и циклопические
укрепления или простираются с молитвой к фетишам.
Маленькая стройная рука представляет гордость, холерический темперамент, склонность к распутству и к меланхолии.
Если такая рука влажна, то это уменьшает дурные наклонности и делает субъекта одаренным.
Малая
стройная и сухая рука, которая имеет принадлежащий Сатурну или Меркурию
цвет (темно-серый с разными оттенками), позволяет обнаружить вора,
хитрого, недоверчивого и рассудительного.
Если малая
рука толста, то уменьшаются дурные признаки, происходящие от маленьких
размеров, и тем более, чем приятнее цвет этой руки.
Гладкая без волос рука свойственна женственным людям, которые обнаруживают мало склонности к чувственным удовольствиям.
Покрытая волосами грубая рука обыкновенно признак непостоянного человека, не умного, но очень сильного.
Пропорциональность руки
Чтобы быть пропорционально созданной, рука должна иметь следующие размеры.
Расстояние
от середины безымянного до середины мизинца должно иметь четыре раза в
ширине руки, измеряемой от основания указательного пальца до основания
мизинца, и девять раз должно это расстояние иметься в ее длине,
измеряемой от верхушки среднего пальца до основания запястья. Рука,
соответствующая этим размерам, есть вестник счастья, и она
симметрической величины.
Расстояние, которое мы здесь
приняли за единицы измерения, большей частью такой же величины, как
второй член среднего пальца, почему и можно эту длину употреблять как
меру.
Другое доказательство соразмерности руки
заключается в том, что расстояние от середины мизинца до середины
основания указательного пальца равно длине указательного пальца от
основания до вершины.
Если встречаем только что
упомянутые размеры, то мы имеем дело с мужественным и храбрым мужчиной,
который наслаждается хорошим здоровьем и благоприятным темпераментом.
Если же размеры руки не соответствуют приведенной нами второй норме, то
мы имеем дело с высокомерным, но трусливым, слабохарактерным и ленивым
человеком, слабого телосложения и с нехорошим темпераментом. Если
упомянутые размеры встречаются у женщин, то это означает подобные же
последствия; они особенно счастливы при рождении детей; но женщины с
руками ниже нормальной величины при родах подвергаются сильнейшим
страданиям, даже с опасностью для жизни.
Если рука шире,
чем она должна быть, то это не имеет благоприятного влияния на духовную
одаренность данных женщин; что касается родов, то длина и ширина выше
нормы пропорциональности предвещает скорее благоприятные, чем
неблагоприятные роды; напротив, руки ниже нормальных размеров, как выше
упомянуто, в этом отношении служат дурным предзнаменованием.
Запястье руки
Хирогномия
должна обращать внимание на деление руки на три части и рассматривать
форму запястья руки, структуру руки и пальцев. Однако хирогномия
запястья руки мало разработана. Она дает указания об отдельных чертах
характера человека, которые он унаследовал от своих предков. Те, кто
желает ею заняться, должны прежде всего изучить те отношения, в которых
находится форма пальцев (лопаточная, угловатая и коническая) и форма
запястья руки (круглая, четырехугольная или эллиптическая); далее, они
должны исследовать - образуют ли обе ограничивающие запястья линии
острый угол (изящное, аристократическое запястье руки) или тупой угол
(простое, плебейское запястье руки), наконец, идут ли они параллельно
(прямое запястье руки, показывающее энергию).
Строение руки
Хотя
форма строения руки главным образом показывает силу физических
страстей, однако она дает и некоторые знаки, которые, по крайней мере,
приблизительно обнаруживают наклонности духа и характера, определяющие
эти страсти.
Очень худая, узкая и деликатная рука
(строение руки) показывает бессильный, бесплодный темперамент и
болезненные наклонности; далее, указывается фантазия без силы и огня,
страсть без способности ее удовлетворить, наконец, более тонкий, чем
всеобъемлющий ум.
Строение руки, мягкое, соответственной
толщины и величины, которое, следовательно, находится в правильных
отношениях с пальцами вообще и большим пальцем в частности, делает
человека способным наслаждаться всем и указывает на ясность и
находчивость ума; легко рождаемые чувства возбуждаются фантазией.
Если
строение руки имеет сильные порезы, которые не нарушают мягкости ее, то
главными наклонностями данного субъекта будут эгоизм и чувственность.
Если
ширина ладони вне всякого сравнения с остальными частями руки и притом
необыкновенной жесткости и чрезмерной толщины, то это заставляет судить
о весьма мало утонченном характере и зверских инстинктах.
При
исследовании туловища руки хирогномия должна обратить внимание на
сложение руки. Здесь надо различать, ощупывается ли рука жестко или
мягко, твердо или эластически.
Основной закон в этом
отношении тот, что жесткая рука есть признак энергичной деловитости,
мягкая же, напротив, знак сонливой лености.
Владелец первой руки любит сильные движения, в то время как мягкорукий - любитель покоя или только умеренного движения.
Соответственно
этому жесткая рука преимущественно мужского характера, мягкая -
женского. Первую можно найти у мужественных женщин, вторую - у
женственных мужчин.
Мягкие руки имеют маленький мякиш на
внутренней стороне и более развитый, чем у жестких. Лица с подобными
руками поэтому обыкновенно нежнее и впечатлительнее, чем те, у кого
руки жестки. Вообще, мягкие руки обыкновенно показывают равнодушие,
застывший интеллект, пьянство и большую нежность в любви, которая,
однако, связана с незначительной глубиной чувства.
К
мягким рукам принадлежат всегда детские руки в первые годы жизни, что
очень хорошо соответствует малому душевному развитию их обладателей.
Жесткие руки могут быть врожденными или же последствием старости, так
как, когда человек стареет, его руки обыкновенно делаются жесткими,
морщинистыми и окаменевшими. Кожа руки становится пергаментноподобной,
и кажется, что она костенеет.
'Естественными' жесткими
руками мы будем называть те, которые обнаруживают это свойство уже в
молодости. Такие руки говорят нам, что их владелец редко имеет изящные
манеры и не старается быть очень галантным, хотя и у него есть хорошие
наклонности и чувства. Они обыкновенно резки в общении, но не всегда
такие по своему характеру. Они, например, в противоположность
мягкоруким индивидам, в своих симпатиях намного глубже и вернее, хотя
любовь их не кажется очень нежной и выразительной.
Если
владельцы жестких рук, как мы уже указали, более деятельны и энергичны,
чем те, у которых руки мягки, то их наклонность к материальным
наслаждениям выражается в отсутствии склонности к мечтательности и
часто в открытом отвращении к поэзии.
Владелец жесткой
руки предпочитает сильное физическое движение, он любитель охоты и
всякого спорта, верховой езды, хожденья по горам, любит грести,
фехтовать и т.п. Его отдых состоит только в том, что он ищет
препровождения времени, которое заставляет его работать менее
напряженно. Если обладатель жесткой руки имеет концы пальцев,
оканчивающиеся лопаточно, то его стремление к действию, и так уже
большое, поднимается еще выше.
Идеалом, с
хирогномической точки зрения, считается рука крепкая и гибкая.
Свободомыслящая интеллигенция и деятельный дух проявляются при
посредстве таких рук, владелец которых прекрасно умеет согласовывать
теорию с практикой. Сколько ни работают такие руки, они никогда не
сделаются жесткими.
Очень крепкие и негибкие руки имеют,
напротив, склонность очень скоро становиться жесткими. Сложение руки
дает нам указания о темпераменте и находящемся в связи с этим
телосложении человека.
Далее оказывается, что люди
обыкновенно обнаруживают те таланты и склонности, которые соответствуют
форме руки и в особенности их пальцам.
Так, большая, широкая рука с лопаточными пальцами признак большой любви к деятельности, но не своей собственной, а чужой.
Такие личности охотно смотрят, как другие работают и утомляются. Они любят поэтому зрелища.
Такой
человек физически ленив, любит много сидеть, встает поздно и ложится
рано спать. Он любит менять места, то есть путешествовать, но со всеми
удобствами. Он едет охотно в лодке, если гребут другие.
Возьмем,
например, две руки с лопаточными пальцами, одинаковой толщины и ширины
и одинаково сильно развитые, из которых одна мягкая до слабости, другая
- крепкая и жесткая.
Хотя духовные стремления обоих
владельцев лопаточных рук одинаковы вследствие одной формы пальцев, но
различия в характерах есть.
Тот, у кого рука мягкая,
будет только очень удобным способом стремиться к удовольствиям и
развлечениям; другой, у кого рука жесткая, будет удовлетворять своим
желаниям настойчивым и энергичным способом.
Это влияние их организации скажется не только в способе их стремления к переменам, но и в выборе ремесла и науки.
Рука,
у которой пальцы гладкие и конические, обнаруживает склонность и талант
к изящным искусствам, как, например, к живописи, ваянию и т.п. Из двух
художников тот, кто с крепкой рукой, будет обнаруживать больше силы и
глубины идей, в то время как работы другого, с мягкой рукой, будут
выдавать больше духа, тонкости изображения и разнообразия в сюжетах.
Вообще,
мягкая рука приносит с собой естественную склонность к чудесному,
потому что владелец ее заряжен более электрическим флюидом, чем
жесткорукий, а высокое электрическое напряжение в теле обусловливает
большую чувственность.
Можно сказать, что есть
симпатичные и несимпатичные руки - такие, которые с первого момента уже
способны возбудить симпатию или отвращение, любовь или ненависть, и это
основывается на предчувствии свойств характера и души, принадлежащих
данному человеку. У очень незначительного числа людей это утонченное
чувство развито в такой сильной степени, что они могут познавать более
тонкие оттенки характера; но, наверное, руки, возбуждающие любовь, не
будут жесткими и грубыми; те, которые возбуждают отвращение, никогда не
будут мягкими и гладкими. Припомним себе то, как человек с большими,
сухими, изрезанными, грубыми или коническими, костистыми руками, притом
желтого или бледно-серого цвета, соединяет в себе представление о
жадном, злостном индивиде или даже о ведьме и чародее. Какое приятное
впечатление, напротив, производит вид нежной, но гладкой и теплой
розовой руки!