Copilul a comis o greşeală? Cum reacţionăm? [руcский/text]
Проступок совершен. Все тайное стало явным! Ваш чудесный замечательный послушный ребенок совершил «ТАКОЕ»!! Или «такое».
С высоты всего нашего полученного жизненного опыта все это кажется не
совсем логичным и правильным, а иногда (будем откровенными) и совсем
недопустимым! Наша реакция? Мы делаем единственно возможное – говорим
ребенку, что он поступил плохо, неправильно. Ай-яй-яй! У нас –
полуинфарктное состояние – «КАК он мог! Ужас!»
В лучшем случае мы говорим это в мягкой или шутливой форме, щадя самолюбие
ребенка, в редких случаях доходим до объяснения – а почему это
неправильно, на наш взгляд, и какие последствия могут быть после
совершения подобного поступка. Но, что интересно, мы, взрослые, редко
задумываемся, что ребенок и сам, совершая тот или иной «неправильный
поступок», уже осознает, что делает не совсем то, что понравится его
родителям. А иногда и совсем не то! И именно поэтому ребенок и
стремится уже заранее скрыть сам факт совершения того или иного
проступка от глаз родителей. То есть утаить, обмануть. Только в силу
неопытности и «разной весовой категории» в жизненном опыте он не всегда
способен сделать это полностью или качественно.
Будем с вами честными, практически каждый из нас, взрослых, имеет в
своем «детском багаже» не один такой проступок. И более того, мы и во
взрослом возрасте часто совершаем такие поступки «из детства», когда
что-то ну очень хочется сделать! При этом мы вынуждены скрывать и свое
желание, и его последствия от оценивающих глаз того человека, контроля
которого мы боимся!
Обманывают того, кого боятся! На понимание кого просто не рассчитывают.
И когда мы выносим на свет сам факт совершения ребенком неправильного
поступка, мы только усугубляем проблему. Ведь мы не понимаем в этом
случае мотивов того, что толкнуло наше дитя к действию. Что именно
явилось скрытой причиной. А как раз именно это и необходимо понять. Те
проблемы, которые в данный момент скрыты от наших глаз, и есть движущая
сила в совершении проступка. И наша задача – не наказать ребенка, не
указать ему на то, что он сделал не так, не погрозить ему пальчиком, и
не напугать будущими сложностями. А реально помочь ему решить его
внутренние противоречия, которых у ребенка в любом возрасте
предостаточно! И чем он старше, тем их больше.
Так вот. Увидев последствия свершенного, давайте просто не показывать
виду, что все, что наш отпрыск хотел скрыть, открылось, стало явным. В
душе справившись с ужасом от увиденного, постарайтесь выбрать удачный
момент и рассказать , что и взрослые тоже часто сталкиваюсь с теми же трудностями! Так же хотят завоевать расположение друзей, быть востребованными, быть любимыми!
Сказать ребенку, какой он замечательный, показать его сильные стороны
(Вот ведь ты у нас такая (или такой) умный, веселый, творческий, с
хорошим вкусом, с умением развеселить, увлечь и т.п.). Показать, как
сильно мы его любим и как гордимся им! И показать возможные варианты
получения тех же «поощрений», только более удобными способами. Ну, а уж
если мы сами не знаем, как заменить плохой поступок на хороший, то
нечего и на ребенка пенять!
Каждый родитель когда-то был ребенком, и его тоже воспитывали.
И если в нас воспиталось множество комплексов и проблем, если мы не
успешны и не счастливы, это значит, что мы получили от родителей не
совсем полноценный опыт. И воспитанию своих детей нужно учиться с не
меньшей ответственностью, чем медицине, строительству мостов или
программированию.