Copiii mai deştepţi ca maturii? Posibil! [руcский/text]
У вас есть дети? Если нет – у вас все впереди. А если есть –
сознайтесь, вы о них много знаете? И какого мнения вы об их
способностях? Абсолютное большинство ответит, что хотелось бы лучше!
И статистически это верно. Но статистика имеет очень существенный
недостаток: она усредняет всё и всех. Вспомните, к примеру,
статистические данные о средней зарплате. Когда вы их читаете, вам
очень хочется получать именно эту среднюю зарплату (это опять же в
среднем)! И вас всегда удивляет, как они это считают?
То же самое и с детьми. Как бы в массе они не такие, как хотелось бы,
но иногда они очень и очень удивляют. И своей сообразительностью, и
своей развитостью, и манерами. И не только в лучшую сторону, к
сожалению.
Но сейчас речь о лучших качествах детских головок. Именно головок,
потому что наш разговор – о детях в возрасте до 12 лет. И представьте,
у них есть и философия, и свой взгляд и на житейские проблемы, и на
любовь.
Тема сегодня очень тонкая: «Дети пишут Богу». Так называется книга
Михаила Дымова. Не думаю, что это фальсификация или сочинение. Итак, о
чем письма?
Вопросы – и в голову не придет спрашивать такое. Например, «А другие страны ты обслуживаешь?»
Заметим, это не праздное любопытство! Это забота о людях, которые живут
за границей! И ребенок, который задает такой вопрос, думает о
социальном устройстве общества, мира, подозревая, что не во всех местах
на планете все так, как в его стране. И в этом вопросе (мне так
кажется) скрыто желание помочь всем на земле. Может быть, у этого
ребенка есть знакомый, родственник за границей. И этот знакомый или
родственник нуждается в помощи. И нужно знать, что обращение будет по
адресу, что просьба будет внимательно выслушана и исполнена. Даже если
ребенок не прослеживает явно такую цепь, нет сомнений, что она (эта
цепь) присутствует в его головке.
«Я понял, что Ты самый главный на Земле, хоть ты и живешь на небе. А тебя не переизберут?»
Изумительный вопрос! Здесь не просто беспокойство за верховного
правителя (который, очевидно, вполне устраивает спрашивающего), но и
озабоченность тем, что будет после переизбрания! Не будет ли хуже?
Трудно предположить, что у ребенка есть жизненный опыт такой глубины
(от правителя до правителя), скорее всего это отголосок услышанных
разговоров взрослых. Но тревога – его! Он беспокоится!
«Господи, а Ты маму слушал в детстве?» – ребенок ищет пример для
подражания! У него не получается, он маму не слушает, но если сам
Господь был послушным ребенком, то есть на кого быть похожим.
Логические способности четко видны из вопроса: «Я прочитал, что Христос – еврей, но он же Твой сын, так что – Ты тоже еврей?»
Ребенок не просто читает, он проявляет чудеса логики. А у вас в голове
когда-нибудь возникал такой вопрос – какой национальности Бог?
Не только национальность Верховного Правителя волнует умы наших детей: «У католиков один Бог, у мусульман – другой, у иудеев – третий, у лютеран – четвертый, у православных – пятый. Да сколько же вас там?» Попробуйте ответить на это!
Есть вопросы, которые касаются физических характеристик Бога: «У тебя есть ум или Ты весь состоишь из души?» Это, так сказать, метафизика. Но есть и чисто физические проблемы: «А
первыми начали рожать мужчины – вспомни ребро Адама и Еву. Чем тебе это
не понравилось, почему ты взвалил такой труд на женщин?» Или вот это: «А как ты отличаешь женскую душу от мужской? По писькам?»
(Совершенно очевидно, что спрашивающий понимает, что души разные, и их
надо как-то различать. Но в его представлении они все-таки телесны.
Ребенок не может полностью представить себе нечто совершенно
бестелесное.)
«Ты пишешь в Библии, что вначале было слово. Какое?» – за этим
вопросом прослеживается желание установить причинно-следственные связи
– что было вначале, и что было потом. И как продолжение: «Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а в дальнейшем человек произошел от обезьяны?»
Есть несколько двигателей прогресса (например, лень). В их числе – сомнение: «А я есть на самом деле?»
И еще крамольнее: «Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?» Видимо, автор вопроса убежден, что первая попытка была, мягко говоря, не очень удачной.
А здесь – сомнение в способности все предвидеть: «Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понимал, что будет такая заморочка?»
Дети пытаются понять, а есть ли у высшего существа отношение к самому себе: «Слава тебе жить не мешает?», «Не требуй, чтоб на Тебя все молились. Это нескромно».
Просьбы – это нечто совершенно удивительное. Они касаются и высоких материй, и отношений с окружающими, и быта:
«Господи, не умирай, пожалуйста, а то на Земле начнется такое...»
«Научи моих врагов прощать своих врагов».
«Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты – в меня».
«Ну, пришли мне мешок денег. Ведь заповедь гласит: возлюби ближнего
своего, оно тебе вернется во сто крат. Подсчитай, сколько Ты на этом
заработаешь».
«Я плохой, но пусть бросит в меня камень тот, кто хороший. Только, чур, Ты не швыряйся!»
И покаяние – вот это идет из глубины души, это подделать просто невозможно: «Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются».