Sfaturi pentru fotograf şi cameroman [русский/text]
Одно из обязательных свойств пейзажной фотографии - высокая резкость по всему полю кадра. А нужный предмет должен быть в фокусе.
Чтобы видео корректно сжалось с помощью кодеков MPEG-4, горизонтальный размер кадра в видео должен быть кратен 16, а вертикальный 8 пикселам.
Если видео скопировано с цифровой DV-камеры, то оно имеет порядок полей "первое поле нижнее" (lower/odd field first).
Если видео скопировано с HDV-камеры или захвачено TV-тюнером (для большинства моделей), тогда порядок обратный: "первое поле верхнее" (upper/even field first).
Изображение дальнего плана, наблюдаемое через полупрозрачную среду (например, воду или стекло), кажутся немного увеличенными.
Человека лучше снимать: - при крупном плане с уровня глаз; - при половинном плане с уровня подбородка; - при среднем плане с уровня груди; - при общем плане с уровня пояса.
Перспектива не будет искажаться, если угол зрения не превысит 15-17 градусов.
При съемке человека надо исключать перспективные искажения.
Движение героя справа налево воспринимается как возвратное.
Герой не должен упираться макушкой в верхний край, а носом в бок экрана.
Для съемки мужчин больше всего подходит вечер (мешки под глазами исчезают к вечеру).
Для съемки женщин больше всего подходит утро (кожа ночью стягивается, становится гладкой, свежей и молодой).
При съемке поворот на 90 градусов следует проводить не менее чем за 8 секунд.
Чтобы кадр не дрожал, при съемке движение вбок должно выполняться при помощи перекрестного шага.
Чтобы кадр не дрожал, при съемке шаги должны быть плавными, на полусогнутых ногах, голову лучше втянуть, локти прижать как можно ниже, дыхание неглубокое. Скорость движения должна быть постоянная, без малейшего ускорения или замедления.
Попадание в кадр прямого солнечного освещения при съемке в тени может нарушить баланс белого.
При съемке в помещении с включенными лампами накаливания предметы, находящиеся близко к окну, окрашиваются дневным светом в синие тона.
Туман в долинах лучше снимать сверху при встречно-боковом освещении.
Избыточный отраженный свет делает изображение слишком мягким и плоским.
В пасмурную снежную погоду нельзя снимать на белом фоне, иначе кадр получится блеклым.
Кадры получаются очень мягкими, если люди освещены только отраженным светом.
Пасмурный день не дает теней, контрастность очень низкая, а цветовая температура более 6500 °К.
В солнечный день под деревьями образуется множество световых пятен и бликов, очень сильно увеличивающих контраст, поэтому снимать в парке или в лесу лучше пасмурным днем или при солнце в дымке.
Солнце в зените малопригодно для съемки (освещаются в основном горизонтальные поверхности).
Для съемки дальних планов больше подходит утреннее освещение, а не вечернее, так как воздух после жаркого дня становится менее прозрачным.
Низкое солнце (от 13 до 15 градусов над горизонтом) утром, вечером или зимним днем дает резкое отличие в освещении горизонтальных и вертикальных поверхностей. На свету предметы окрашиваются в оранжево-желтые оттенки, а тени в синие (цветовая температура солнца от 2500до 3500 °К, неба более 15 000 °К). То есть, контраст высокий, а цветопередача искажена.
Для обычной съемки ключевой свет надо направлять на переднюю часть объекта сверху и сбоку под углами азимута и высоты равными 45 плюс/минус 15 градусов.
Прямое освещение лампами накаливания (цветовая температура 2500-3200 °К) делает лицо белого человека плоским и маловыразительным.
Синее смещение освещения делает губы почти черными, и лицо излишне драматичным.
Красные, оранжевые и желтые поверхности под люминесцентными лампами дневного света (цветовая температура до 7500 °К) теряют яркость.
Голубые и синие части кадра под лампами накаливания теряют яркость.
Для съемки блестящих и сверкающих объектов встречный свет лучше направлять параллельно их поверхности.
Встречное освещение нужно направлять снизу, чтобы в объектив не попадали прямые лучи.
Наибольший контраст и эффект объемности проявляется при перпендикулярном к оси объектива свете.
Боковое освещение подходит для пейзажной съемки.
Фронтально-боковой верхний свет с углами направлений сверху вниз и сбоку к оси объектива по 30-60 градусов является универсальным. При таком освещении контраст умеренный и можно снимать людей, а боковое освещение образует темные тени, подчеркивающие объем предметов и фактуру поверхностей.
Фронтальное освещение убирает тени, а фактура предметов почти не просматривается. При таком освещении пространство становится плоским, а лица людей плохо узнаваемы.
Мягкое изображение в теплых темных тонах без прорисовки деталей используется в романтических сценах.
При контрастности 8:1 тень получается черной, без цвета и формы, а на свету не видно деталей. То есть, такое освещение непригодно для обычной съемки.
Контрастность 8:1 и более бывает при ярком солнце в зените.
При контрастности 4 изображение получается объемным, можно различить форму и цвет объекта на свету и в тени. То есть, пейзажи будут смотреться очень выразительно, а фактура поверхности отчетливо прорисовываться.
Контрастность 4 образует глубокую светотень и бывает в малооблачную погоду, когда солнце над горизонтом стоит под углом 30-60°.
При контрастности более чем 5:1 в тенях исчезают детали, а изображение на свету растекается.
Для ровного освещения нескольких объектов и при съемке в больших помещениях лучше использовать отраженный или сильно рассеянный свет.
Чтобы стали более выразительными плоские лица, требуется повысить контраст до 3.
При контрастности 2 и менее хорошо прорисовывается общая форма и цвет предметов, но изображение выглядит плоско, а мелкий рельеф только угадывается. То есть, лица кажутся моложе, убираются тени под глазами.
Контрастность 2 и менее образует мягкую светотень и бывает в пасмурную погоду.
Контраст на лицах нежелательно делать больше 2,5-3, а соотношение яркостей самого светлого и самого темного участков кадра не должно превышать 30 единиц (так как видеофильмы просматривают при дневном освещении).
Контрастность освещения определяется отношением яркости эталонной серой поверхности на свету к ее же яркости в тени.
Дополнительная подсветка от отражающих предметов окружения смягчает освещение.
Узконаправленный солнечный свет в ясный день дает глубокие тени и жесткий контраст даже при незначительном отклонении луча от оптической оси объектива.
При рассеянном (диффузном) свете (например, от светильника с рассеивающим экраном), тени становятся полумягкими.
В отраженном ненаправленном свете (например, от стен) изображение получается без теней и очень мягким.
При оцифровке на больших темных участках могут появиться шумы квантования (мерцающие светлые точки, снег), а пересвеченные места теряют четкость.
Для нелинейной видеообработки больше подходят светлые и мягкие кадры без больших однотонных участков.
Воспринимаемый человеческим глазом диапазон яркости значительно превосходит диапазон световой чувствительности любой камеры.
Светлые тона фона придают изображению легкость, темные усиливают драматизм момента, а холодные приближают лицо, подчеркивая его объемность. Теплые же тона фона сливаются с лицом европейского типа, делая его маловыразительным.
Главным элементом изображения человека является его лицо, а главным элементом лица являются глаза.
Съемка снизу вверх увеличивает предметы переднего плана. Съемка сверху вниз вызывает ощущение простора.
На фоне разбеленных дальних планов лица людей кажутся слишком темными.
От пыли и смога изображение удаленных предметов окрашивается в серые цвета, что вызывает неприятное впечатление.
Чем больше расстояние до объекта, тем более размытыми становятся очертания его контуров, падает контраст, блекнут цвета, приобретая голубоватый оттенок, остаются только полутона (это происходит из-за того, что воздух не является абсолютно прозрачным).
Телеобъектив выравнивает различия между передним и дальним планами, сжимая перспективу.
Короткофокусный объектив преувеличивает перспективу, а масштаб предметов на среднем и дальнем планах преуменьшает.
Глубина резкости тем больше, чем меньше фокусное расстояние и относительное отверстие объектива.
Частое применение наезда и отъезда камеры, изменения фокусного расстояния объектива или панорамирования может привести к головокружению.
В момент кульминации нельзя сбавлять темп повествования дополнительными высказываниями героев (аллегориями и метафорами).
Кульминационная точка должна быть только одна.
Фильм состоит из завязки, экспозиции, кульминации (самая напряженная часть фильма) и развязки (вывод из фильма). Для связи с другими сериями также используются пролог и эпилог.
Многократное прерывание одной сцены быстро надоедает.
Разрывать сцену лучше в самом драматичном месте. Это не даст зрителю потерять интерес к происходящим событиям.
Если вы разрываете сцену, в следующей сцене обязательно должно произойти что-то интересное или существенное, иначе выполненный вами разрыв будет выглядеть надуманным и лишним.
Одновременное отслеживание более трех сюжетных линий весьма затруднительно.
Продолжительный и упорный труд показывают многократными наплывами на одного и того же героя, занимающегося одним и тем же делом.
Длительные однотипные действия героев обозначают различными переходными эффектами (например, уходом в затемнение в конце предыдущей сцены и выходом из него в начале следующей).
Параллельный монтаж повышает динамичность фильма, существенно сокращая его общую длительность.
За 30 минут фильма проходит до 15 эпизодов из 400 кадров и сцен.
Кадр лучше делать не короче двух секунд, а сцену не короче двух минут.
Слишком частая смена кадров, мерцание экрана, излишняя пестрота или расфокусировка изображения быстро утомляют зрителя.
Звучащая в начальных сценах или титрах мелодия настраивает зрителя на соответствующее восприятие всего фильма.
Наиболее благоприятный для восприятия темп речи или титров составляет три слова за две секунды.
Длинных речей в фильме желательно избегать.
Звуковое сопровождение одной сцены должно восприниматься как единое целое.
Комментарии не должны дублировать видеоряд.
Звуковое сопровождение фильма состоит из фона сцены (создает эффект присутствия в месте действия), речи, и музыки (придает особое настроение). На протяжении фильма соотношение их громкостей нужно изменять для достижения наибольшей выразительности.
Собеседники в чередующихся кадрах должны смотреть в середину с разных краев экрана.
Два стыкуемых кадра должны быть совместимы по направлению движения (если в одном кадре мяч летит слева направо, то в следующем кадре он должен разбивать стекло в том же направлении полета).
Резкая смена масштаба изображения, освещенности или колорита сцены вызывает ощущение пространственного скачка.
Кадр выглядит гармонично, если изображение главного объекта занимает большую часть кадра и при этом оно в 1,62 раза больше остального пространства экрана.
Сцена состоит из переднего, среднего и дальнего планов. Планы делятся на детальный, крупный, половинный, средний, общий и дальний (в зависимости от масштаба главного объекта плана).
Съемка длиннофокусным объективом уменьшает угол зрения, тем самым достигается ощущение важности того объекта, на который направлен объектив.
Камеру не нужно направлять в рот говорящему герою (чтобы не возникло ощущение искусственности).
В начале каждой сцены должно быть несколько спокойных секунд (чтобы зритель успел сориентироваться в обстановке).
Эпизод состоит из введения, основной части и промежуточного вывода.
Плохо стыкуемые места разделяют кадром, показывающим крупным планом окружение или некоторую второстепенную деталь предыдущего кадра.
Нельзя в одной сцене несколько раз уменьшать и увеличивать масштаб отображения одного и того же объекта, либо несколько раз поворачивать камеру влево и вправо.
На стыке кадров надо сохранять направление движения или взгляда (иначе может возникнуть ощущение противостояния).
Перемещение к центру кадра воспринимается как схождение, движение к противоположным краям кадра воспринимается как расхождение.
Общий колорит смежных кадров (освещенность, фон изображения) не должен изменяться более чем на 30 % (иначе зритель может подумать, что началась новая сцена).
При смене масштаба изображения перемещать объект можно не более чем на треть экрана.
Переход между сценами нужно делать заметным (чтобы зритель успел понять, что началось новое действие).
При использовании половинного плана желательно уменьшать резкость фона.
Одиночный человек на дальнем плане часто выглядит одиноким, незащищенным и потерянным.
При съемке маленьких детей надо помнить, что все окружающие предметы будут относительно крупными (из-за уменьшения угла захвата объектива).
Если в смежных кадрах масштаб объекта меняется на одну ступень и менее, то объект будет выглядеть прыгающим с места на место.
Если кадры сняты в одном месте и в одно время, то это еще не значит, что зритель воспримет их как элементы единой сцены.
Меньше чем за 2-3 секунды разобраться в обстановке невозможно.
Общий план не стоит показывать дольше 25 секунд, средний дольше 15, крупный дольше 8 секунд.
Частую смену картинок фильма должна сопровождать быстрая музыка (чтобы зритель взбодрился и смог понять смысл происходящих на экране действий).
Вся сцена полностью не должна длиться более 100 секунд.
Чем интенсивнее и энергичнее действие в сцене, тем дольше она может длиться.
Один эпизод должен длиться 3-6 минут (чтобы зритель не успел соскучиться).
Стык кадров, содержащих повторяющееся движение, легче делать в начале или в конце очередного периода движения (очень трудно отследить среднюю фазу цикла движения).
Если при монтаже "восьмерки" линия взаимодействия отличается от горизонтальной, следует применить ракурс.
В смежных кадрах при монтаже "восьмерки" некоторые предметы должны легко угадываться (и находиться с противоположных сторон), чтобы пользователь легче смог ориентироваться.
При монтаже "восьмерки" камера не должна пересекать линию, соединяющую взаимодействующих персонажей (положение их глаз), иначе зритель потеряет ориентацию.
Если человек входит в здание, то следующий кадр надо сделать из помещения на фоне открытой двери.
Если говорящий развернут влево, то слушающие должны в такой же степени быть развернуты вправо.
Длительная съемка людей при наклоненной камере нежелательна (можно снять наклоненным только один из каждой пары кадров).
В смежных кадрах одного эпизода положение линии горизонта лучше сохранять.
Для смежных кадров оптимальным считается увеличение или уменьшение масштаба изображения важного объекта в 2,5-3 раза (через план).
Если в смежных кадрах масштаб объекта меняется более чем в 4 раза, то зритель может потерять ориентацию.
Располагать главный объект посередине экрана нежелательно (конечно, за исключением тех случаев, когда надо подчеркнуть симметрию кадра).
Если герои должны изменить свое положение относительно друг друга, то за 2-3 секунды до конца предыдущего кадра нужно плавно уменьшить до нуля ширину стереобазы, а новый кадр начать с уже включенным стереоэффектом.
В соседних согласованных кадрах лучше не изменять цветовую температуру источника света (если такое происходит, например, солнце закрыли облака, тогда между кадрами следует вставить кадр-разделитель).
В соседних согласованных кадрах новые цвета не должны занимать более чем трети площади экрана.
В соседних согласованных кадрах площадь больших темных или светлых участков не должна изменяться больше чем на треть.
В соседних согласованных кадрах смещение важного по сюжету объекта рекомендуется ограничивать третью ширины и высоты экрана.
Резкое изменение освещенности или колорита сцены вызывает ощущение временного/пространственного скачка.
Линии (горизонт, дорога, контур здания или, даже, выставленные в ряд однотипные автомобили) увлекают за собой взгляд зрителя, поэтому они должны сходиться на сюжетно важном объекте кадра.
Взгляд легче скользит вдоль плавно изогнутой кривой.
Окружение не должно отвлекать внимания от главных героев.
Более естественно выглядит кадр, в котором яркость убывает сверху вниз и слева направо.
Для хорошего качества снимков достаточно фотокамеры с 6 мегапикселями. На маленькой матрице при высоких значениях чувствительности (ISO) большее количество пикселей ведет к высокому уровню шумов.
Чувствительность ISO 3200 для большинства компактных фотоаппаратов (с маленькой матрицей) вообще не применима, так как в таких фотоаппаратах уже при ISO 400 уровень шумов очень высок.
Фильм состоит из завязки, экспозиции, кульминации (самая напряженная часть фильма) и развязки (вывод из фильма). Для связи с другими сериями также используются пролог и эпилог.
Частое применение наезда и отъезда камеры, изменения фокусного расстояния объектива или панорамирования может привести к головокружению.
Слишком частая смена кадров, мерцание экрана, излишняя пестрота или расфокусировка изображения быстро утомляют зрителя.
В момент кульминации нельзя сбавлять темп повествования дополнительными высказываниями героев (аллегориями и метафорами).
Кадр лучше делать не короче двух секунд, а сцену не короче двух минут.
За 30 минут фильма проходит до 15 эпизодов из 400 кадров и сцен.
Параллельный монтаж повышает динамичность фильма, существенно сокращая его общую длительность.
Длительные однотипные действия героев обозначают различными переходными эффектами (например, уходом в затемнение в конце предыдущей сцены и выходом из него в начале следующей).
Продолжительный и упорный труд показывают многократными наплывами на одного и того же героя, занимающегося одним и тем же делом.
Одновременное отслеживание более трех сюжетных линий весьма затруднительно.
Разрывать сцену лучше в самом драматичном месте. Это не даст зрителю потерять интерес к происходящим событиям.
Многократное прерывание одной сцены быстро надоедает.
Если вы разрываете сцену, в следующей сцене обязательно должно произойти что-то интересное или существенное, иначе выполненный вами разрыв будет выглядеть надуманным и лишним.